Интервью с архитекторами ландшафтной мастерской «Арт-проект Клюква», победителями международного конкурса выставочных садов на Весеннем фестивале Королевского общества садоводов в Малверне (RHS Malvern Spring Festival 2017) в Великобритании Екатериной Болотовой и Денисом Калашниковым, а также с партнером «Арт-проекта Клюква», основателем компании Stroikov Real Estate Engineering Александром Стройковым.
Casa Ricca: Дайте, пожалуйста, определение слову «сад».
Екатерина: Человеку важно находиться в хорошо организованном пространстве. Высокий уровень жизни, к которому все сейчас стремятся, - это не только машина, одежда, дом, но и качество того, что находится вокруг. А сад является продолжением дома и интерьера. Его нельзя рассматривать вне дома, и дом, по-хорошему, нельзя рассматривать вне сада. Как говорится, интерьер входит в экстерьер, а экстерьер входит в интерьер. Поэтому очень сложно спроектировать сад, не имея представления о том, каким будет интерьер будущего дома. И в таком случае практически невозможно создать гармоничный сад, ведь очень важно внести в него не просто стиль интерьера, но и основные формы, цвета, фактуры и настроение.
Casa Ricca: В Европе, особенно в Германии, балкон, терраса и даже просто подоконник иногда выглядят как настоящие произведения ландшафтного искусства. В России это пока, к сожалению, не распространено. Скажите, а в обычной квартире можно устроить сад или хотя бы садик?
Екатерина: Я думаю, что 80% сада – это сами растения; соответственно, любое пространство, где они есть, так или иначе можно назвать садом. Ведь зимний сад – это тоже сад, хотя он находится под крышей, под стеклом.
Casa Ricca: А вы занимаетесь зимними садами?
Екатерина: Это зависит от масштаба зимнего сада. Если речь идет о создании огромной оранжереи с лимонами и ананасами, которые должны плодоносить, то это отдельная история. Для этого, конечно, нужен технический подрядчик, который сможет организовать все работы. Несложно спроектировать такой зимний сад, сложно заставить его функционировать. И одна компания не может полностью реализовать подобный проект, потому что это компетенция многих специалистов: одни производят купола, вторые делают остекление, используя специальные стеклопакеты, третьи налаживают полив, четвертые занимаются влажностью в помещении и так далее. Кстати, а вы знаете, что мода на зимние сады зародилась в викторианской Англии? Там появилась даже отдельная профессия - plant hunter - что значит «охотник за растениями». Ее представители путешествовали по миру и отовсюду привозили редкие растения, которые надо было сажать, а на улице-то им холодно.
Casa Ricca: Вы только что приехали из Европы, из Великобритании. Можете провести сравнение между английским и русским садом?
Екатерина: Сад – это довольно сложная конструкция. Начнем с того, что английский сад у нас сделать невозможно, и в первую очередь из-за различий климатических поясов. У нас совершенно другой температурный режим, освещенность и влажность существенно отличаются. Поэтому нельзя просто взять и перенести к нам английский сад. К тому же у него есть свой определенный стиль, так скажем, очень природный. Англичане его сейчас все больше и больше развивают. Им интересны природные ландшафты, а Россия, в свою очередь, страна большая и богатая - у нас и так с природными ландшафтами все отлично. Поэтому нам, наоборот, интересны в большей степени рукотворные вещи, более архитектурные. Но мне кажется, что этот вопрос касается исключительно тенденций, ведь никто не знает, чем увлекутся лет через десять англичане, а что будет модно в России.
Денис: Мне кажется, что сад в Англии – это большое количество многолетних цветущих растений и благодаря относительно мягкому климату буйство красок и цветения. А у нас, чтобы как-то держаться в приятном настроении осень и зиму и видеть за окном хоть что-то позитивное, принято сажать большое количество разнообразных вечнозеленых и хвойных кустарников.
Casa Ricca: Как вы пришли в эту профессию?
Екатерина: Я никогда не хотела стать архитектором, дизайнером и в принципе иметь дело с растениями. Свое первое образование я получила на экономическом факультете Российского университета дружбы народов. Единственное, что меня связывало с творчеством, – это московская городская художественная школа, которую я окончила. Еще будучи студенткой университета, я начала работать в компании, занимающейся экспортно-импортными сделками. Она как раз стала завозить в Россию из Германии растения, и я изучала их по инвойсам и контрактам. Но для меня это был просто товар номер один, товар номер два и так далее, такие номенклатурные единицы, которые надо было растаможивать по определенным коэффициентам. При этом я не могла отличить елку от сосны. Но в процессе пришлось вникнуть, ведь когда ты работаешь с продуктом, желательно его знать и понимать, как с ним обращаться. Мало завезти растения, их еще нужно cохранить в продажном состоянии, а это стало отдельной и большой проблемой для нашей компании. Тогда директор предложил мне получить второе высшее образование, напрямую связанное с растениями, и я всегда очень хотела его иметь и поэтому согласилась. В то время ничего более серьезного и недоступного, чем Московский архитектурный институт, не было, и я захотела учиться именно там. Мне сказали, что туда не поступить, и это заставило меня не только поступить на факультет садово-паркового строительства, но и окончить его. А дальше началась работа. Однажды я приехала в Германию на свою первую сделку к контрагенту, которому тогда было чуть за 60. У него свой большой питомник – это семейный бизнес, еще его отец и дед занимались растениями. А я ему пыталась объяснить, как следует вести бизнес. Он вышел, посмотрел на меня и сказал: «Знаешь что, дорогая, растения – это такой продукт, который нельзя не любить. Есть два вида людей, занимающихся растениями. Те, кто начинает с ними работать, не влюбляется и через три года уходит из профессии. И те, кто остается навсегда». Очевидно, что я осталась с растениями навсегда. Кстати, мы до сих пор сотрудничаем с этим немцем.
Денис: Школа, в которой я учился, была прикреплена к МАрхИ, и поэтому изобразительному искусству нас обучал педагог, преподающий там архитектуру именно садово-парковых ансамблей. Начиная с 7-го класса, она все занятия посвятщала европейским виллам, паркам и садам. Мы изучали и рисовали планировки, рассматривали планы посадки растений и мне это понравилось. И как раз тогда открылся Колледж ландшафтного дизайна с достаточно сильным преподавательским составом из Московского государственного университета леса, где нам дали хорошую практическую базу. А уже после я получил высшее образование в Тимирязевской академии по специальности «инженер садово-паркового строительного искусства».
Екатерина: У нас действительно хороший симбиоз. Я могу нарисовать что-то, но совершенно не представляю, как это построить. А Денис может сказать, из каких винтиков все это собрать. Периодически нам нужен Александр Валерьевич Стройков, который скажет, что так построить нельзя, но это уже опыт.
Casa Ricca: Александр, почему вы решили поддержать проект «Клюква»?
Александр: Что такое профессиональное счастье? Это возможность заниматься необычными проектами, сотрудничать с интересными людьми, учиться и собирать новый актуальный опыт. С Екатериной Болотовой и Денисом Калашниковым мы знакомы достаточно давно, и это не первая наша совместная работа. Прежде мы занимались проектированием загородных садов, больших резиденций, принимали участие и побеждали в Moscow Flower Show в 2016-2017 гг. Все эти проекты были успешными, несмотря на их сложность: они требовали существенной мобилизации, очень большого внимания. Но мы умеем делить наши обязанности, работать вместе, и делать это легко, весело, активно. Ребята – несомненные профессионалы в области садового искусства, я профессионал в областях, связанных с инжинирингом, с управлением проектами. Мы занимаемся своим делом с четким пониманием ответственности и того профессионального уровня, который заказчик ожидает от наших услуг. Поэтому решение поддержать проект я принял давно и сознательно. Участие в нем дает мне возможность работать с лучшими специалистами в своей области.
Casa Ricca: Скажите, пожалуйста, с чего вы начинаете работу с заказчиком? Как из этого рождается креативная концепция, и как она потом реализуется?
Екатерина: Мне кажется, что более 50% успеха в общении с клиентом - это психология. Ведь задача любого дизайнера – создать для человека комфортную среду. Можно сделать отличный сад или интерьер, но заказчику в нем будет неуютно. Очень важно почувствовать, что нужно конкретному человеку, и не слишком много туда внести себя, но это как раз самое сложное. Я знаю, как сделать красиво, и могу это реализовать. Но именно в этот момент важно остановиться и понять, а нужно ли это человеку, для которого ты это придумываешь, и насколько нужно. Потому что мне кажется, что верх мастерства любого архитектора – услышать пожелания своего клиента, свести их в концепцию и сделать ее гармоничной. Знаете, у меня есть любимый стиль, но это вовсе не означает, что я занимаюсь только хай-теком и больше ни с чем не могу справиться. Иногда полезно выйти за рамки привычного и попробовать сделать что-то еще, но для конкретного клиента.
Casa Ricca: А как вы определяете, какой у заказчика любимый стиль? Есть какая-то своя методика?
Денис: Дом и интерьер, в котором живет человек, являются огромной подсказкой, потому что рассказывают, к чему человек больше тяготеет. Если он живет в классике, то и в саду ему чаще всего хочется чего-то более привычного, классического. Если это какое-то современное строение, то, так или иначе, это должно отразится и в саду. Часто заказчики хотят показать что-нибудь на смартфоне: «А я вот тут видел, а мне вот это нравится…»
Casa Ricca: А с журналами приходят?
Екатерина: И с журналами приходят, и с книгами. Но еще очень важно понять стиль жизни владельца: сколько времени человек проводит в доме, бывают ли там гости и как часто, в свободное время домочадцы кальян в гостиной курят или предпочитают готовить барбекю и играть с гостями в бадминтон. Поэтому вопросы о том, как люди предпочитают проводить досуг, очень помогают. К тому же всегда надо спрашивать, куда они ездили и что им больше всего нравится в поездках. Ведь кто-то предпочитает провести отпуск на рыбалке с палаткой, а кому-то необходим пятизвездочный отель на Бали. Это характеризует и степень привычного комфорта. И обязательно следует понимать: любит ли человек ухаживать за садом и планирует ли это делать? Потому что красивый сад можно устроить, но он постоянно нуждается в поддержке. Красивый сад – это на 50% уход за ним.
Casa Ricca: Профессия садовника в России популярна?
Екатерина: Это очень сложная профессия. Сейчас в России мало профессиональных садовников.
Casa Ricca: А вообще она востребована? Или она больше востребована в премиальном сегменте?
Екатерина: Быть садовником - действительно сложная работа. Она ответственная и требует довольно существенного объема знаний, причем конкретных и в нужный момент. Садовник – это своего рода доктор для растений, он должен быстро поставить диагноз и вылечить больного. С одной стороны, профессия садовника востребована, а с другой - люди ее пока не совсем понимают и тем более не понимают, за что они платят.
Casa Ricca: Вы оказываете гарантийный сервис? И можно ли это назвать услугой «садовник»?
Екатерина: Да, у нас есть бригада, которая выезжает на место и совершает все необходимые операции по посадке.
Casa Ricca: Вы можете перечислить основные стили садов?
Екатерина: Классический, хай-тек, французский (регулярный) стиль. Французский стиль, стиль Версаля – это практически все большие французские ансамбли, регулярные, с партерами, венками и большими водоемами. Есть природные сады, как английские. Хотя в Англии можно встретить не только их. Но это уже русский шаблон, что английский сад – это сирень, гортензия и розы. Оказывается, сирень и гортензии к английскому саду не относят в принципе, для него это вообще не основной элемент. Хотя в нашем понимании английского сада и без сирени не бывает. Кстати, у них относительно нас тоже есть шаблоны: березки, лубочки, медведи, грибочки. И они уверены, что мы так живем.
Casa Ricca: Какую роль играют в саду малые архитектурные формы?
Екатерина: На каждом торте в виде акцента должна быть своя вишенка, которая подчеркивает в нем некую эстетическую необычность. Малые архитектурные формы – это то, что дает возможность придать саду уникальность.
Casa Ricca: И еще эмоцию?
Екатерина: Ну, какие-то эмоции - парадности или наоборот легкости - можно создать растениями и сочетанием их цветов. Яркий и радостный сад – это желтый с красным, романтичный - голубой с белым. А вот малые архитектурные формы подчеркивают эти эмоции, и сад запоминается интересным акцентом. Скульптуры к тому же необходимы в композиционных узлах, когда создается планировка сада. Развязка дорожек, берсо или, иначе говоря, система арок должна чем-то заканчиваться, иначе туда незачем идти. В саду должна быть цель, нужно постоянно к чему-то двигаться, потому что идти бесцельно к забору никому не интересно. И чем лучше спланирован сад, тем больше в нем можно обнаружить каких-то интересных объектов, к которым хочется подойти и посмотреть. Малые архитектурные формы как раз идеально решают эту задачу.
Casa Ricca: А у вас есть любимый сад, который вы создали? Сад, к которому вы по какой-то причине прикипели?
Екатерина: Наверное, нет, потому что мне необходимо лично пережить каждый сад, а это достаточно сложный процесс. То есть я должна представить себя в нем, примерить его на себя. Образно говоря, чтобы понять клиента, надо надеть его костюм и представить, как он в нем живет. Так же и с садом – надо его пройти за человека до самого конца. И самое трудное – отпустить. Бывает, когда все уже сделано и в этом комфортно, однажды приходишь туда и думаешь: «Господи, кто посадил эту розу в конце клумбы? Она же там не нужна!» Но ты себя останавливаешь, потому что это не твое пространство и клиенту хорошо именно там и именно так. Поэтому любимого сада у меня нет. Есть сады, которые получились в большей степени или в меньшей в аспекте творческих задач, стоящих передо мной, как перед художником. Решать их всегда интересно. Например, в последнее время мы работаем над проблемой эргономики, и этот вопрос занимает меня уже два года. Как оформить не очень большое пространство так, чтобы оно было очень эргономичным, при этом соблюсти комфорт и экономическую целесообразность? Поэтому нам сейчас интересней работать не с гектарами, а с меньшими площадями - скажем, с пятью сотками.
Casa Ricca: А где сложнее работать: на больших или маленьких пространствах?
Екатерина: На маленьких пространствах работать всегда сложнее. Потому что на больших можно позволить себе некие художественные и формообразующие небрежности - они растекаются, и их незаметно. Когда площадь очень маленькая, то все должно быть продумано до последнего сантиметра. Если где-то что-то не так - это сразу будет видно. То есть плюс или минус 10 сантиметров на дорожке в большом объеме – ерунда, а в небольшом - сразу неудобно.
Casa Ricca: Вы наверняка путешествуете. У вас есть любимые парковые ансамбли? Поразили вас какие-то из них гениальной мыслью архитектора?
Екатерина: Нет, наверное. Из последнего увиденного, что меня впечатлило, к чему я возвращаюсь, – это Гауди. Там сложные линии, сложная природность этих элементов и очень яркие сложные цвета, которые гармонируют друг с другом. Видя это, понимаешь, что человек, который создал подобное, оперировал не только своими, безусловно, огромными знаниями, но и талантом. Конечно, можно обладать большими познаниями, но если нет таланта, то сделать такое просто невозможно. С учетом того, что Гауди был архитектором, он собственноручно подбирал растения, строил мостики и беседки. И единственный садово-парковый ансамбль, который он создал, получился гениальным.
Какие у вас планы относительно участия на Moscow Flower Show?
Екатерина: Мы участвуем в Moscow Flower Show и привозим туда сад, который демонстрировали в Малверне. Потому что теперь его интересно показать и в России, хотя он будет немного другой. Посмотрев на него в Англии, мы поняли, что какие-то детали можно сделать лучше. Более того, в Малверне мы были сильно ограничены площадью в 30 квадратных метров, а сейчас появилась возможность расширить ее до 50 метров. К тому же то, что в мае цветет в Англии, существенно отличается от того, что в июне цветет в Москве. Поэтому будет интересно сделать подобную композицию повторно, но уже с другими растениями. И я надеюсь, что интерпретация этого сада будет весьма интересной.
Casa Ricca: А что в этом саду останется неизменным?
Екатерина: Неизменными останутся лежаки и скульптура, как основа. Хотя скульптура будет немного другая, потому что та осталась в модной художественной галерее Англии. Ее было сложно и опасно транспортировать назад в Россию, так как это стекло ручной работы. Ну и просто приятно, что наша скульптура стоит в галерее Англии. Шезлонги будут такие же.
Casa Ricca: Что вы ожидаете от участия в выставке? Вы рассчитываете на привлечение новых клиентов?
Екатерина: Безусловно, мы рассчитываем привлечь новых клиентов. Но интересно показать этот сад непосредственно архитекторам и специалистам по интерьеру, которые в будущем, возможно, станут нашими партнерами. Ведь рассказывать и показывать красивые картинки – это одно, а увидеть реализованный проект в жизни – совсем другое. Важно войти в сад, посидеть в нем и почувствовать его. Опять же увидеть стилистику работы и подход к ней легче на выставке.
Александр: Я очень надеюсь, что это событие также станет заметно для людей в нашей стране, работающих в данной области, что оно послужит хорошей мотивацией для их развития, профессионального роста. Ведь здоровая конкуренция приносит пользу. Она делает нас сильнее, стимулирует выполнять свою работу каждый раз лучше – это, наверное, и есть то самое профессиональное счастье…
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!