Взгляд | Журнал | Casa Ricca

Ландшафт ручной работы

ИНТЕРВЬЮ


Интервью с архитекторами ландшафтной мастерской «Арт-проект Клюква», победителями международного конкурса выставочных садов на Весеннем фестивале Королевского общества садоводов в Малверне (RHS Malvern Spring Festival 2017) в Великобритании Екатериной Болотовой и Денисом Калашниковым, а также с партнером «Арт-проекта Клюква», основателем компании Stroikov Real Estate Engineering Александром Стройковым.


Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: Дайте, пожалуйста, определение слову «сад».

Екатерина: Человеку важно находиться в хорошо организованном пространстве. Высокий уровень жизни, к которому все сейчас стремятся, - это не только машина, одежда, дом, но и качество того, что находится вокруг. А сад является продолжением дома и интерьера. Его нельзя рассматривать вне дома, и дом, по-хорошему, нельзя рассматривать вне сада. Как говорится, интерьер входит в экстерьер, а экстерьер входит в интерьер. Поэтому очень сложно спроектировать сад, не имея представления о том, каким будет интерьер будущего дома. И в таком случае практически невозможно создать гармоничный сад, ведь очень важно внести в него не просто стиль интерьера, но и основные формы, цвета, фактуры и настроение.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: В Европе, особенно в Германии, балкон, терраса и даже просто подоконник иногда выглядят как настоящие произведения ландшафтного искусства. В России это пока, к сожалению, не распространено. Скажите, а в обычной квартире можно устроить сад или хотя бы садик?

Екатерина: Я думаю, что 80% сада – это сами растения; соответственно, любое пространство, где они есть, так или иначе можно назвать садом. Ведь зимний сад – это тоже сад, хотя он находится под крышей, под стеклом.

Casa Ricca: А вы занимаетесь зимними садами?

Екатерина: Это зависит от масштаба зимнего сада. Если речь идет о создании огромной оранжереи с лимонами и ананасами, которые должны плодоносить, то это отдельная история. Для этого, конечно, нужен технический подрядчик, который сможет организовать все работы. Несложно спроектировать такой зимний сад, сложно заставить его функционировать. И одна компания не может полностью реализовать подобный проект, потому что это компетенция многих специалистов: одни производят купола, вторые делают остекление, используя специальные стеклопакеты, третьи налаживают полив, четвертые занимаются влажностью в помещении и так далее. Кстати, а вы знаете, что мода на зимние сады зародилась в викторианской Англии? Там появилась даже отдельная профессия - plant hunter - что значит «охотник за растениями». Ее представители путешествовали по миру и отовсюду привозили редкие растения, которые надо было сажать, а на улице-то им холодно.

Casa Ricca: Вы только что приехали из Европы, из Великобритании. Можете провести сравнение между английским и русским садом?

Екатерина: Сад – это довольно сложная конструкция. Начнем с того, что английский сад у нас сделать невозможно, и в первую очередь из-за различий климатических поясов. У нас совершенно другой температурный режим, освещенность и влажность существенно отличаются. Поэтому нельзя просто взять и перенести к нам английский сад. К тому же у него есть свой определенный стиль, так скажем, очень природный. Англичане его сейчас все больше и больше развивают. Им интересны природные ландшафты, а Россия, в свою очередь, страна большая и богатая - у нас и так с природными ландшафтами все отлично. Поэтому нам, наоборот, интересны в большей степени рукотворные вещи, более архитектурные. Но мне кажется, что этот вопрос касается исключительно тенденций, ведь никто не знает, чем увлекутся лет через десять англичане, а что будет модно в России.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Денис: Мне кажется, что сад в Англии – это большое количество многолетних цветущих растений и благодаря относительно мягкому климату буйство красок и цветения. А у нас, чтобы как-то держаться в приятном настроении осень и зиму и видеть за окном хоть что-то позитивное, принято сажать большое количество разнообразных вечнозеленых и хвойных кустарников.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: Как вы пришли в эту профессию?

Екатерина: Я никогда не хотела стать архитектором, дизайнером и в принципе иметь дело с растениями. Свое первое образование я получила на экономическом факультете Российского университета дружбы народов. Единственное, что меня связывало с творчеством, – это московская городская художественная школа, которую я окончила. Еще будучи студенткой университета, я начала работать в компании, занимающейся экспортно-импортными сделками. Она как раз стала завозить в Россию из Германии растения, и я изучала их по инвойсам и контрактам. Но для меня это был просто товар номер один, товар номер два и так далее, такие номенклатурные единицы, которые надо было растаможивать по определенным коэффициентам. При этом я не могла отличить елку от сосны. Но в процессе пришлось вникнуть, ведь когда ты работаешь с продуктом, желательно его знать и понимать, как с ним обращаться. Мало завезти растения, их еще нужно cохранить в продажном состоянии, а это стало отдельной и большой проблемой для нашей компании. Тогда директор предложил мне получить второе высшее образование, напрямую связанное с растениями, и я всегда очень хотела его иметь и поэтому согласилась. В то время ничего более серьезного и недоступного, чем Московский архитектурный институт, не было, и я захотела учиться именно там. Мне сказали, что туда не поступить, и это заставило меня не только поступить на факультет садово-паркового строительства, но и окончить его. А дальше началась работа. Однажды я приехала в Германию на свою первую сделку к контрагенту, которому тогда было чуть за 60. У него свой большой питомник – это семейный бизнес, еще его отец и дед занимались растениями. А я ему пыталась объяснить, как следует вести бизнес. Он вышел, посмотрел на меня и сказал: «Знаешь что, дорогая, растения – это такой продукт, который нельзя не любить. Есть два вида людей, занимающихся растениями. Те, кто начинает с ними работать, не влюбляется и через три года уходит из профессии. И те, кто остается навсегда». Очевидно, что я осталась с растениями навсегда. Кстати, мы до сих пор сотрудничаем с этим немцем.

Денис: Школа, в которой я учился, была прикреплена к МАрхИ, и поэтому изобразительному искусству нас обучал педагог, преподающий там архитектуру именно садово-парковых ансамблей. Начиная с 7-го класса, она все занятия посвятщала европейским виллам, паркам и садам. Мы изучали и рисовали планировки, рассматривали планы посадки растений и мне это понравилось. И как раз тогда открылся Колледж ландшафтного дизайна с достаточно сильным преподавательским составом из Московского государственного университета леса, где нам дали хорошую практическую базу. А уже после я получил высшее образование в Тимирязевской академии по специальности «инженер садово-паркового строительного искусства».

Екатерина: У нас действительно хороший симбиоз. Я могу нарисовать что-то, но совершенно не представляю, как это построить. А Денис может сказать, из каких винтиков все это собрать. Периодически нам нужен Александр Валерьевич Стройков, который скажет, что так построить нельзя, но это уже опыт.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: Александр, почему вы решили поддержать проект «Клюква»?

Александр: Что такое профессиональное счастье? Это возможность заниматься необычными проектами, сотрудничать с интересными людьми, учиться и собирать новый актуальный опыт. С Екатериной Болотовой и Денисом Калашниковым мы знакомы достаточно давно, и это не первая наша совместная работа. Прежде мы занимались проектированием загородных садов, больших резиденций, принимали участие и побеждали в Moscow Flower Show в 2016-2017 гг. Все эти проекты были успешными, несмотря на их сложность: они требовали существенной мобилизации, очень большого внимания. Но мы умеем делить наши обязанности, работать вместе, и делать это легко, весело, активно. Ребята – несомненные профессионалы в области садового искусства, я профессионал в областях, связанных с инжинирингом, с управлением проектами. Мы занимаемся своим делом с четким пониманием ответственности и того профессионального уровня, который заказчик ожидает от наших услуг. Поэтому решение поддержать проект я принял давно и сознательно. Участие в нем дает мне возможность работать с лучшими специалистами в своей области.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: Скажите, пожалуйста, с чего вы начинаете работу с заказчиком? Как из этого рождается креативная концепция, и как она потом реализуется?

Екатерина: Мне кажется, что более 50% успеха в общении с клиентом - это психология. Ведь задача любого дизайнера – создать для человека комфортную среду. Можно сделать отличный сад или интерьер, но заказчику в нем будет неуютно. Очень важно почувствовать, что нужно конкретному человеку, и не слишком много туда внести себя, но это как раз самое сложное. Я знаю, как сделать красиво, и могу это реализовать. Но именно в этот момент важно остановиться и понять, а нужно ли это человеку, для которого ты это придумываешь, и насколько нужно. Потому что мне кажется, что верх мастерства любого архитектора – услышать пожелания своего клиента, свести их в концепцию и сделать ее гармоничной. Знаете, у меня есть любимый стиль, но это вовсе не означает, что я занимаюсь только хай-теком и больше ни с чем не могу справиться. Иногда полезно выйти за рамки привычного и попробовать сделать что-то еще, но для конкретного клиента.

Casa Ricca: А как вы определяете, какой у заказчика любимый стиль? Есть какая-то своя методика?

Денис: Дом и интерьер, в котором живет человек, являются огромной подсказкой, потому что рассказывают, к чему человек больше тяготеет. Если он живет в классике, то и в саду ему чаще всего хочется чего-то более привычного, классического. Если это какое-то современное строение, то, так или иначе, это должно отразится и в саду. Часто заказчики хотят показать что-нибудь на смартфоне: «А я вот тут видел, а мне вот это нравится…»

Casa Ricca: А с журналами приходят?

Екатерина: И с журналами приходят, и с книгами. Но еще очень важно понять стиль жизни владельца: сколько времени человек проводит в доме, бывают ли там гости и как часто, в свободное время домочадцы кальян в гостиной курят или предпочитают готовить барбекю и играть с гостями в бадминтон. Поэтому вопросы о том, как люди предпочитают проводить досуг, очень помогают. К тому же всегда надо спрашивать, куда они ездили и что им больше всего нравится в поездках. Ведь кто-то предпочитает провести отпуск на рыбалке с палаткой, а кому-то необходим пятизвездочный отель на Бали. Это характеризует и степень привычного комфорта. И обязательно следует понимать: любит ли человек ухаживать за садом и планирует ли это делать? Потому что красивый сад можно устроить, но он постоянно нуждается в поддержке. Красивый сад – это на 50% уход за ним.


Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: Профессия садовника в России популярна?

Екатерина: Это очень сложная профессия. Сейчас в России мало профессиональных садовников.

Casa Ricca: А вообще она востребована? Или она больше востребована в премиальном сегменте?

Екатерина: Быть садовником - действительно сложная работа. Она ответственная и требует довольно существенного объема знаний, причем конкретных и в нужный момент. Садовник – это своего рода доктор для растений, он должен быстро поставить диагноз и вылечить больного. С одной стороны, профессия садовника востребована, а с другой - люди ее пока не совсем понимают и тем более не понимают, за что они платят.

Casa Ricca: Вы оказываете гарантийный сервис? И можно ли это назвать услугой «садовник»?

Екатерина: Да, у нас есть бригада, которая выезжает на место и совершает все необходимые операции по посадке.

Casa Ricca: Вы можете перечислить основные стили садов?

Екатерина: Классический, хай-тек, французский (регулярный) стиль. Французский стиль, стиль Версаля – это практически все большие французские ансамбли, регулярные, с партерами, венками и большими водоемами. Есть природные сады, как английские. Хотя в Англии можно встретить не только их. Но это уже русский шаблон, что английский сад – это сирень, гортензия и розы. Оказывается, сирень и гортензии к английскому саду не относят в принципе, для него это вообще не основной элемент. Хотя в нашем понимании английского сада и без сирени не бывает. Кстати, у них относительно нас тоже есть шаблоны: березки, лубочки, медведи, грибочки. И они уверены, что мы так живем.

Casa Ricca: Какую роль играют в саду малые архитектурные формы?

Екатерина: На каждом торте в виде акцента должна быть своя вишенка, которая подчеркивает в нем некую эстетическую необычность. Малые архитектурные формы – это то, что дает возможность придать саду уникальность.


Арт проект Калина интервью

Арт проект Калина интервью


Casa Ricca: И еще эмоцию?

Екатерина: Ну, какие-то эмоции - парадности или наоборот легкости - можно создать растениями и сочетанием их цветов. Яркий и радостный сад – это желтый с красным, романтичный - голубой с белым. А вот малые архитектурные формы подчеркивают эти эмоции, и сад запоминается интересным акцентом. Скульптуры к тому же необходимы в композиционных узлах, когда создается планировка сада. Развязка дорожек, берсо или, иначе говоря, система арок должна чем-то заканчиваться, иначе туда незачем идти. В саду должна быть цель, нужно постоянно к чему-то двигаться, потому что идти бесцельно к забору никому не интересно. И чем лучше спланирован сад, тем больше в нем можно обнаружить каких-то интересных объектов, к которым хочется подойти и посмотреть. Малые архитектурные формы как раз идеально решают эту задачу.

Casa Ricca: А у вас есть любимый сад, который вы создали? Сад, к которому вы по какой-то причине прикипели?

Екатерина: Наверное, нет, потому что мне необходимо лично пережить каждый сад, а это достаточно сложный процесс. То есть я должна представить себя в нем, примерить его на себя. Образно говоря, чтобы понять клиента, надо надеть его костюм и представить, как он в нем живет. Так же и с садом – надо его пройти за человека до самого конца. И самое трудное – отпустить. Бывает, когда все уже сделано и в этом комфортно, однажды приходишь туда и думаешь: «Господи, кто посадил эту розу в конце клумбы? Она же там не нужна!» Но ты себя останавливаешь, потому что это не твое пространство и клиенту хорошо именно там и именно так. Поэтому любимого сада у меня нет. Есть сады, которые получились в большей степени или в меньшей в аспекте творческих задач, стоящих передо мной, как перед художником. Решать их всегда интересно. Например, в последнее время мы работаем над проблемой эргономики, и этот вопрос занимает меня уже два года. Как оформить не очень большое пространство так, чтобы оно было очень эргономичным, при этом соблюсти комфорт и экономическую целесообразность? Поэтому нам сейчас интересней работать не с гектарами, а с меньшими площадями - скажем, с пятью сотками.

Casa Ricca: А где сложнее работать: на больших или маленьких пространствах?

Екатерина: На маленьких пространствах работать всегда сложнее. Потому что на больших можно позволить себе некие художественные и формообразующие небрежности - они растекаются, и их незаметно. Когда площадь очень маленькая, то все должно быть продумано до последнего сантиметра. Если где-то что-то не так - это сразу будет видно. То есть плюс или минус 10 сантиметров на дорожке в большом объеме – ерунда, а в небольшом - сразу неудобно.

Casa Ricca: Вы наверняка путешествуете. У вас есть любимые парковые ансамбли? Поразили вас какие-то из них гениальной мыслью архитектора?

Екатерина: Нет, наверное. Из последнего увиденного, что меня впечатлило, к чему я возвращаюсь, – это Гауди. Там сложные линии, сложная природность этих элементов и очень яркие сложные цвета, которые гармонируют друг с другом. Видя это, понимаешь, что человек, который создал подобное, оперировал не только своими, безусловно, огромными знаниями, но и талантом. Конечно, можно обладать большими познаниями, но если нет таланта, то сделать такое просто невозможно. С учетом того, что Гауди был архитектором, он собственноручно подбирал растения, строил мостики и беседки. И единственный садово-парковый ансамбль, который он создал, получился гениальным.


Арт проект Калина интервью


Какие у вас планы относительно участия на Moscow Flower Show?

Екатерина: Мы участвуем в Moscow Flower Show и привозим туда сад, который демонстрировали в Малверне. Потому что теперь его интересно показать и в России, хотя он будет немного другой. Посмотрев на него в Англии, мы поняли, что какие-то детали можно сделать лучше. Более того, в Малверне мы были сильно ограничены площадью в 30 квадратных метров, а сейчас появилась возможность расширить ее до 50 метров. К тому же то, что в мае цветет в Англии, существенно отличается от того, что в июне цветет в Москве. Поэтому будет интересно сделать подобную композицию повторно, но уже с другими растениями. И я надеюсь, что интерпретация этого сада будет весьма интересной.

Casa Ricca: А что в этом саду останется неизменным?

Екатерина: Неизменными останутся лежаки и скульптура, как основа. Хотя скульптура будет немного другая, потому что та осталась в модной художественной галерее Англии. Ее было сложно и опасно транспортировать назад в Россию, так как это стекло ручной работы. Ну и просто приятно, что наша скульптура стоит в галерее Англии. Шезлонги будут такие же.

Casa Ricca: Что вы ожидаете от участия в выставке? Вы рассчитываете на привлечение новых клиентов?

Екатерина: Безусловно, мы рассчитываем привлечь новых клиентов. Но интересно показать этот сад непосредственно архитекторам и специалистам по интерьеру, которые в будущем, возможно, станут нашими партнерами. Ведь рассказывать и показывать красивые картинки – это одно, а увидеть реализованный проект в жизни – совсем другое. Важно войти в сад, посидеть в нем и почувствовать его. Опять же увидеть стилистику работы и подход к ней легче на выставке.

Александр: Я очень надеюсь, что это событие также станет заметно для людей в нашей стране, работающих в данной области, что оно послужит хорошей мотивацией для их развития, профессионального роста. Ведь здоровая конкуренция приносит пользу. Она делает нас сильнее, стимулирует выполнять свою работу каждый раз лучше – это, наверное, и есть то самое профессиональное счастье…




бОЛЕЕ 100 000 ЧЕЛОВЕК УЖЕ СЛЕДЯТ ЗА НАМИ

Нажимая на кнопку “Подписаться” вы соглашаетесь
с Политикой конфиденциальности