Стиль ар-деко, по выражению Скотта Фицджеральда, был сформирован «всей нервной энергией, скопившейся и оставшейся не израсходованной в годы Первой Мировой войны». Этот импульс мы с вами ощущаем до сих пор: век технологий и небоскребов продолжается, а женщины так и остаются «хлопушками» – водят машины, работают наравне с мужчинами, танцуют до утра и не забывают о домашнем комфорте. И именно в роскошных интерьерах ар-деко они могут ощутить себя звездами кинематографа!
Сто лет назад в мировое искусство ворвался стиль ар-деко. Эклектичный, роскошный, выставляющий напоказ все свои достоинства, он стал реакцией на ревущие двадцатые в Европе и США. Сегодня ар-деко по-прежнему актуален. Он сохранил и даже приумножил свой шик, но стал более жизнеспособным – утонченным, глубоким, уравновешенным.
«Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями… Женщины, к сорока успевшие стать бабушками, забросили подальше свои костыли и принялись брать уроки танго и тустепа… Сильно поредело за столом трезвенников. Неизменно украшавшая его раньше юная особа, не пользующаяся успехом и уже смирившаяся было с мыслью, что останется старой девой, в поисках интеллектуальной компенсации открыла для себя Фрейда и Юнга и снова ринулась в бой...», – так писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд описал ревущие двадцатые, наступившие, как шок от Первой мировой войны и русской революции.
Исторические события того времени перевернули с ног на голову общественное сознание в Европе и США. Мирная жизнь, пусть ненадолго, но вернулась – настоящим взрывом в искусстве и культуре. Радикально изменились мода и стиль одежды, с ценностями викторианской эпохи было порвано окончательно.
Особенно это отразилось на женщинах. В 1920-е происходит процесс их эмансипации. Они, по выражению немецкого скульптора Германа Обриста, становятся «ударом бича» – маленькими, колюче-спортивными, вечно куда-то летящими и будто звенящими на ходу. Garconne (от фр. «женщина-мальчишка»), flapper (от англ. «хлопушка») – так называли девушек той эпохи. Они старались во всем быть наравне с мужчинами: водить автомобиль, работать с утра до вечера, курить, заниматься спортом, загорать на смешанных пляжах, пить шампанское и лихо танцевать чарльстон или фокстрот. Юбки становились все короче, а образы приобретали все более острые углы. Великий Гэтсби, живший, по роману, в то время, влюблялся в дам с короткой стрижкой и ярким макияжем в стиле «вамп», мечтавших о романах с миллионерами, роллс-ройсах и полуночной жизни.
Наступает «век машин»: появляется радио, а города обрастают небоскребами. Кинематограф обретает звук и из редкого развлечения становится массовым, а у людей появляется ощущение, будто каждый из них – герой захватывающего фильма. Молодые, они разгоняют свои автомобили на максимум, заправляются алкоголем и опиумом и танцуют, танцуют, танцуют. «Спеши взять свое, все равно завтра умрем», – так они думают, опьяневшие от осознания собственных возможностей.
ТОТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
В этой культурной парадигме родился последний из больших классических и первый эклектичный, по-настоящему международный стиль, подчинивший архитектуру, дизайн, художественное и декоративно-прикладное искусство своему пластическому и визуальному языку. Английский искусствовед Бивис Хиллер в своей книге об ар-деко писал, что «этот стиль тотален, как любой большой стиль». Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий.
Ар-деко стал выражением «жажды жизни», психологической реакцией на лишения и голод Первой мировой войны. Стиль намеренно дорогой и солидной красоты, он не строил новый и справедливый мир будущего, а давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас, он не создавал новое искусство, а соединял все, что нравилось его авторам, – восточную экзотику (в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, что породило в Европе моду на египетскую культуру), новую технику, граненые и кристаллические формы кубизма и футуризма, джаз, животные мотивы, неоклассицизм, творчество Густава Климта…
Эстетика ар-деко – это сочетания блестящей стали и темного дерева с инкрустациями, контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня, зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии, мотивы шеврона и клавиш фортепиано.
КАНОНИЧНО И СОВРЕМЕННО
Ощутить весь шик ар-деко вы можете в новом шоу-руме Giorgio Collection Russia!
Уже более 60 лет итальянский бренд Giorgio Collection успешно осваивает наследие ар-деко. В своем развитии компания определила, что современный стиль – это роскошь классики без избыточности, сдержанность без сухости, традиция, гармонично усвоенная современностью. Это стало основой для дизайнеров компании в создании новой коллекции мебели премиум-класса Infinity.
Коллекция мебели Infinity от Giorgio Collection сочетает в себе строгие формы и роскошную отделку. В качестве основного материала выбрана древесина красного дерева из Африки – макоре (Makoré). В коллекции преобладают необычные геометрические формы предметов: переосмысление призматических фигур, линии со вставками и фасками под 45°, создающие интересные двух- и трех-мерные эффекты.
Через классическую палитру ар-деко, представленную сочетанием серого, коричневого и бежевого оттенков разной насыщенности, местами прорываются яркие цветовые пятна. Акценты добавляют зеленый боливийский мрамор и золотого оттенка хромированная сталь, ткани, муранское стекло и керамика.
Как и прежде, современный интерьер в стиле ар-деко предполагает обилие аксессуаров и освещения. Свет здесь – самостоятельная ценность. Он должен отражаться в зеркалах и блестящих поверхностях, подчеркивать глубину матовых текстур, переливаться в хрустальных деталях люстр.
Декор гармонично дополняет коллекцию мебели: сферические светильники, лампы, выполненные в виде металлических колец, серия ваз из флорентийского хрусталя и глазурованной керамики, украшенных произвольным геометрическим узором, ковры ручной работы в бежевом и синем цветах. Особого внимания достойна люстра на 16 светильников из муранского стекла. Причудливые линии стального основания и ребристый абажур напоминают цветы.
ИНТЕРЬЕРНЫЙ ГЕДОНИЗМ
К сожалению, поразительный стиль ар-деко исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец ар-деко положили лишения Второй мировой войны. Спустя десятилетия его несправедливо начали воспринимать как расплывчатый шлейф эпохи модерна.
В XXI веке art deco вновь стал одним из самых самостоятельных и распространенных. Интерьеры и здания, решенные в эстетике ар-деко, узнаваемы и отличаются особым настроением.
В статье использованы фотографии из фотосессии с открытия шоу-рума Giorgio Collection в Москве.
Добро пожаловать в стиль жизни Giorgio Collection!
Ждем вас по адресу:
Сервис-центр Giorgio Collection Russia, Москва, ул. Дениса Давыдова, 4
+7(495)665-81-19
salesrussia@giorgiocollection.it
Текст: Ирина Фокина
Ваш запрос принят в обработку.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Коммерческое предложение для Вас успешно сформировано. Проверьте почту, пожалуйста.
Вы успешно подписались на рассылку!